На факультете состоялись научные семинары «Литературный обзор по проблемам социализации и адаптации»
3 марта 2023
Научный семинар «Литературный обзор по проблемам социализации и адаптации»
В феврале 15 и 22 числа на факультете психологии в рамках СНО состоялись научные семинары на тему «Литературный обзор по проблемам социализации и адаптации».
В настоящее время проблемы адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности приобретают всё более острую актуальность. Мир очень динамичен! И личность тоже не статична, человек может менять сферу деятельности, переходить на новую работу, переезжать в другое место жительства. Ребёнок, подросток может перейти в другую школу, старшеклассник – стать студентом, студент – работающим специалистом. Всё это требует от личности усилий и энергетических затрат.
Адаптация – это приспособление человека к изменяющимся внешним и/или внутренним условиям.
Социальная адаптация процесс приспособления, активного освоения личностью или группой новых для нее условий или социальной среды.
Поэтому перед психологами встают задачи – помочь приспособиться личности или группе к изменяющимся условиям.
Социализация же это усвоение личность социального опыта и последующая отдача, воспроизведение. Все мы живём в обществе, следовательно, необходимо учитывать существующие нормы, правила, традиции, ориентироваться в различных группах и организациях.
Поэтому для будущих психологов важно ознакомиться с литературой по данной тематике и поделиться друг с другом опытом.
Студенты факультета психологии выступили с докладами по источникам литературы, посвящённым проблемам адаптации и социализации. Приведём некоторые из них.
Толмачёв Данила, 4 курс 37.03.01 «Психология»
«ПОЧЕМУ СО МНОЙ НИКТО НЕ ДРУЖИТ? ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-ИЗГОЯМ». АВТОР - ЯЭЛЬ АВРААМ
«Эта книга - результат одиннадцатилетней терапевтической работы Яэль Авраам с детьми, страдающими от того, что окружающие (прежде всего сверстники) их отторгают. В книге подробно описаны программы и техники индивидуальной и групповой работы с детьми, рассказывается, чем могут помочь им педагоги и родители. Основной посыл книги: группа может жить без "козлов отпущения", но это требует усилий и от детей, и от их окружения.
Книга адресована прежде всего психологам, но учителя и родители тоже найдут для себя немало ценной информации.
"Почему со мной никто не дружит?" состоит из 3 частей, охватывающих весь необходимый комплекс теоретических знаний и мер для социальной адаптации детей-изгоев:
1. Феномен социального отторжения;
2. Индивидуальная и групповая психологическая работа;
3. Психологическая работа с окружением ребенка (родителями и педагогами).
Основные идеи книги включают в себя:
• Улучшение навыков общения: автор оценивает навыки общения, необходимые для успешного социального взаимодействия, и предлагает советы для их проработки.
• Понимание чужой перспективы: автор подчеркивает, что понимание чужой перспективы – это ключ к успешному социальному взаимодействию, и предлагает советы по развитию этого навыка.
• Преодоление социальной тревожности: как социальная тревожность и травматическое прошлое могут препятствовать успешному социальному взаимодействию, и предлагает стратегии для их преодоления.
• Позитивное влияние семьи на социальное развитие ребенка: на качество взаимодействия ребенка со сверстниками влияет качество взаимодействия с ним его родителей. Если родители демонстрируют по отношению к ребенку амбивалентное, избегающее или холодное отношение, ребенок выходит в мир с ожиданием, что его будут отторгать.
• Построение здоровых отношений: автор подчеркивает, что построение здоровых отношений – это важный аспект социального взаимодействия, и предлагает инструменты, в том числе тренинговые, для улучшения отношений с другими людьми.
Помимо практических рекомендаций в книге присутствует большое количество реальных историй, указывающих на влияние таких, на первый взгляд, малозаметных элементов детского взаимодействия как: комплименты, благодарности, опыт сотрудничества и т.п. Представлены диагностические инструменты оценки базовых социальных навыков, принадлежности к группам, опросник детской сензитивности к социальному отторжению, социометрическое обследование группы, проективные методики на изучение внутреннего мира ребенка и многие другие. Описана модель тренинга, направленного на тренировку навыков сотрудничества, умения присоединяться к уже существующим группам, способности пережить обиду, способности испытывать и выражать благодарность другим людям и самому себе; обучение пониманию своих и чужих чувств и развитие самоконтроля.
Книга небольшая, многие инструменты (например, МАК, рисование историй, работа с куклами игрушками, вербальные метафоры) описываются кратко, но сопутствующие рассказы о реальных терапевтических случаях довольно четко обрисовывают картину того, как все это работает.
Больше всего понравилось, что автор берет конкретную проблему (социальная адаптация детей-изгоев) и выстраивает возможный алгоритм ее решения, включающий в себя не только работу с ребенком, но и просвещение значимых взрослых».
Рождественская Екатерина, 4 курс 37.03.01 «Психология»
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА». АВТОР – ГОЛОВАНОВА Н.Ф
«Книга «Социализация и воспитание ребенка» Головановой Н.Ф. включает в себя пять глав. Книга есть в открытом доступе, в электронной версии, которую я читала 147 страниц. Это учебное пособие для студентов высших учебных заведений, думаю, оно будет полезно для тех, кто изучает гуманитарные, социальные, психологические и педагогические науки, также педагогам и преподавателям, так как акцент сделан в большей степени на педагогику.
В данной книге рассказывается об истории развития самой проблемы социализации детей. Также описаны психолого-педагогические основы формирования социального опыта ребенка, рассказывается о том, как можно организовать воспитание ребенка, чтобы он был социализирован.
В этом учебном пособии рассматривается термин «социализация». Ф. Г. Гиддингс в 1887 г. определил сущность этого понятия как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». В этой книге идет разграничение понятий «социализация» и «воспитание». Из пособия я узнала, что социализация — это усвоение ребенком готовых форм социальной жизни, взаимодействие ребенка с культурой (духовной, материальной), также адаптация, усвоение ценностных ориентаций. А воспитание – это система целенаправленных, педагогических организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом.
Осуществляемая социализация обязательно предполагает также и индивидуализацию, то есть становление личности с присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя.
В этой книге рассмотрены: проблема социализации личности в западных философских и социально-психологических теориях, также психолого-педагогические концепции социализации личности в отечественной науке 20 века. Думаю, это может быть интересно тем, кто углубленно изучает данную тему (возможно, пишет какие-то работы по данной тебе, тогда я бы прям посоветовала это учебное пособие), так как там подробно расписаны различные теории, концепции с небольшой историей их возникновения.
Меня заинтересовало понятие «фактор социализации». Оно определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Автор выделает следующую последовательность того, что входит в этот фактор: мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество); макрофакторы (этнос, страна, государство); мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре); микрофакоры (семья, школа, группы ровесников). Из книги я поняла, что педагогический аспект социализации проявляется прежде всего на уровне микрофакторов.
Из учебного пособия Головановой Н.Ф., я узнала понятия и термины, которыми раньше не интересовалась. Как уже упоминала ранее, больше оно подойдет все-таки педагогам, так как акцент идет на это, но также там есть и психологический аспект. Будет полезна для получения новой (т.е. неизученной, само пособие написано в 2004 году) теоретической информации, может служить помощником в написании работ на данную тему. Если же читать просто ради интереса (не научного), то немного неяркая, не увлекающая».
Гаджиназарова Карина, 4 курс 37.03.01 «Психология»
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ». АВТОР: ПУЗАНОВ Б.П.
Структура:
1. Эволюция общественного отношения к детям с отклонениями в интеллектуальном развитии.
2. Развитие специализированной государственной помощи в Российской Федерации.
3. Теоретические основы профессионально-трудового обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Государственная система правовой поддержки и социальной защиты детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
5. Основы дидактики профессионально-трудового обучения.
6. Профессионально-трудовая подготовка учащихся как один из факторов социальной адаптации и реабилитации лиц с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Ключевые идеи: РФ Направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Методы, методики и инструменты для людей, занимающихся с детьми с нарушениями интеллектуального развития.
Индивидуальные впечатления: Очень понравилось данное пособие, легко читать. Хорошо расписаны законы, конвенции, декларации и принципы, необходимые при работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Подробные классификации, всё необходимое уместилось в 88 страницы, то есть будто это карманный справочник. Довольное количество примеров работы с такими детьми. Также, если кто-то захочет работать в данной области, то приведены рекомендации и список необходимой литературы. В целом, мне понравилось данное учебное пособие».
Вот так наши студенты умеют анализировать, высказывать своё собственное профессиональное мнение.
Будем рады, если обзоры книг будут полезны начинающим и продолжающим психологам.
Вахрина Виктория, 4 курс 37.03.01 «Психология»
МОНОГРАФИЯ «НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ». АВТОР: КОРОБЕЙНИКОВ И. А.
Структура: монография состоит из 5 глав, где присутствует как теоретическая, так и эмпирическая часть.
Первая глава посвящена феномену социализации и представлены основные характеристики процесса социализации в детском возрасте.
Вторая глава посвящена психическому недоразвитию в контексте проблем социализации, нозология диагнозов при нарушении психического развития у детей, школьной дезадаптации.
В третьей главе представлены методики, используемые при исследовании социальной адаптации, приведены конкретные результаты эмпирического исследования.
В четвертой главе представлены результаты исследования учащихся, имеющие семью и лишенных семьи.
Пятая главе посвящена особенностям послешкольной адаптации юношей и подростков с легкими формами психического недоразвития
В монографии описаны необходимые действия со стороны родителей в отношении ребенка, которые необходимы для развития личности. Рассматриваются особенности социализации в дошкольном и школьном возрасте.
Факторы, способствующие ЗПР:
- негативные факторы ситуации семейного воспитания ребенка; поэтому целенаправленное воздействие на семью является важнейшим звеном любой коррекционной программы;
- социальные факторы.
К числу основных, первичных, внешних признаков школьной дезадаптации врачи, и педагоги относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения. В этой связи, с чисто педагогических позиций, в категорию детей с нарушенной школьной адаптацией попадают, в первую очередь, дети с недостаточными способностями к обучению.
Среди реальных причин, лежащих в основе нарушений школьной адаптации, фигурируют и недостаточная готовность ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение темпов и качества формирования отдельных психических функций; нарушения формирования так называемых школьных навыков; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.
Представленные методы исследования:
1. Детский адаптированный вариант методики Векслера
2. Комплексная методика изучения самооценки и ценностных ориентаций
3. Методика ценностно-ориентированной беседы
4. Методика исследования фрустрационного поведения, тест Розенцвейга
5. Оценка успешности межличностных контактов на основе социометрического статуса ребенка
6. Психологический анализ анамнестических данных
Отмечается тенденция к возникновению эмоционального отчуждения со стороны матери, прежде всего, по отношению к ребенку с признаками интеллектуальной недостаточности. Последствия такого типа родительского отношения для ребенка, как говорилось выше, выражаются в нарушении активной интериоризации внешних оценок, аморфности образа Я и развитии чувства вины; для матери – в сведении родительской роли к контролю за удовлетворением потребностей витально-бытового уровня и предпочтении физических наказаний как наиболее «доходчивых» и не требующих серьезных умственных и нравственных усилий. Кроме того, исходя из полученных данных, у ребенка формируется повышенная враждебность, агрессивность, усиливающаяся пропорционально степени его отвержения.
Книга может представлять интерес для широкого круга специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии (клинических и школьных психологов, педагогов-дефектологов, детских психиатров, социальных работников).
Драпей Анастасия, 4 курс 37.03.01 «Психология»
«СУЩНОСТЬ АКТУАЛЬНЫХ КАНАЛОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ТРАДИЦИОННЫЙ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ, СТИЛИЗОВАННЫЙ КАНАЛЫ)». АВТОРЫ: Е.А. АЛИСОВ, В.П. СЕРГЕЕВА
Структура:
1. Понятие социализации;
2. Задачи социализации;
3. Виды социализации;
4. Различия между социализацией детей и взрослых:
5. Факторы, агенты, институты социализации;
6. Механизмы социализации;
7. Каналы социализации;
8. Особенности социализации современного подростка;
9. Социально-психологические проблемы;
10. Социально-культурные проблемы;
11. Естественно-культурные проблемы;
12. Аномия;
Ключевые идеи:
Под социализацией (от лат. socialis - общественный) понимают процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация может рассматриваться и как процесс, и как результат, и как условие.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
• - интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
• - способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
• - сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Исследователи выделяют первичную социализацию - непосредственное усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения (в семье) и вторичную - социализацию во вторичных группах, происходящую, как правило, опосредованно (при участии формальных структур: детского сада, школы, СМИ и т.д.). Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя зрелый и преклонный возраст. Различаются две основные формы социализации - целенаправленная и стихийная. Стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, в коллективе друзей, сверстников). Человек сам, как «губка», сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с целенаправленной формой социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система воспитания. Следует различать социализацию, а также ресоциализацию и десоциализацию.
Во многих исследованиях выделены следующие различия между социализацией детей и взрослых:
- социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;
- взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их;
- социализация взрослых часто предполагает более гибкое освоение социального опыта, т.е. у взрослых есть понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета»;
- социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Также в этой книге были даны определения некоторых многогранных понятий, которые используются при описании процесса социализации.
Агенты социализации - это субъекты, структурные группы, окружения, оказывающие социализирующее воздействие на человека. Агентами социализации могут выступать также институты социализации - социальные структуры или порядки общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. В научной, методической литературе выделяются основные институты социализации личности: семья, образование (дошкольное учреждение, школа, вуз), игровая группа детей, компания сверстников, трудовой коллектив, СМИ, религия, социокультурная общность.
«Каналы социализации - это пути протекания процесса социализации, определяющие его индивидуальные, специфические характеристики, ввиду отличительных особенностей агентов, условий и направлений социального становления и развития личности».
«Агенты социализации + условия социализации + направление социализации = каналы социализации».
К группе традиционных каналов социализации следует отнести семью, окружающую личность социокультурную среду, религиозный канал социализации.
В качестве официально-институциональных каналов социализации выступают общественные структуры, имеющие влияние на утверждение определенной совокупности норм и правил жизнедеятельности в социуме и задающие ориентиры общественно приемлемого развития индивида.
В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Субкультурные каналы отличаются особой системой ценностей, используемым языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами субъектов социализации. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В качестве представленности субкультуры в социальном пространстве выступает задаваемый ею стиль жизни.
К числу актуальных каналов социализации личности в последнее время следует отнести также виртуальные каналы социализации. Смысл киберсоциализации состоит в том, что человек меняется в процессе использования новой техники и современных технологий. У человека меняется отношение к миру, к другим людям, к себе. Меняются интересы, трансформируются мотивы деятельности, сознание.
В последнее время был проведен ряд психолого-педагогических, социологических исследований, посвященных выявлению особенностей социализации современного подростка. В частности, Д.В. Ярцев обращает внимание на следующее:
• У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка.
• В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.
• Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована ввиду неспособности современной школы транслировать такой опыт.
• Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного и истинного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой несформированностью соответствующих культурных традиций.
Авторы подчеркивают, что такая модификация актуальных каналов социализации личности сопряжена с серьезными проблемами развития самосознания личности. Игнорирование определенной частью подростков системы социальных ценностей и запретов - это не только проявление конфликта поколений, но следствие кризисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного сознания. Эти состояния обозначаются как аномия, под которой понимают различные виды нарушений, ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний, противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей. Аномия порождает циничное и безответственное отношение подростков к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.
Интересной в этой книге показалось описание портрета жертвы аномии. Характерные для этого персонажа переживания, художник Лео Сроул сформулировал следующим образом:
• Я чувствую, что влиятельные фигуры в обществе равнодушны к моим запросам и нуждам;
• В обществе, где нет порядка и неизвестно, что случится завтра, мало чего можно добиться;
• Шанс достигнуть для меня жизненных целей, очень незначительный;
• Что бы я ни делал, получается, что жизнь проходит бесполезно, а мои усилия не приводят к успеху;
• Я все больше убеждаюсь в том, что не могу' рассчитывать на дружескую поддержку со стороны моего непосредственного окружения.
Таким образом, мы живем в обществе с высокой степенью аномии, которая ведет к значительному росту проблем подросткового возраста (курение, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.), не только возрастного кризиса, но и, без сомнения, социально-психологических проблем, среди которых одно из главных мест занимает разрушение ценностно-нормативной системы общества (или аномия). Проблема актуальных каналов социализации личности в последнее время приобретает особое значение, ввиду влияния целого ряда факторов окружающей российской действительности, требует специального изучения.