Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Факультет психологии

×
О факультете Образование Наука Абитуриентам Студентам СНО Центр психологического образования и консультирования
О факультетеНовостиО факультетеКафедрыУчёный советУчебно-практическая лаборатория клинической психологии и психодиагностики Повышение квалификации
Новости
О факультете
КафедрыКафедра "Психология"Кафедра "Психология труда и клиническая психология"
Учёный совет
Учебно-практическая лаборатория клинической психологии и психодиагностики
Повышение квалификации
ОбразованиеБакалавриатСпециалитетМагистратураАспирантура
БакалавриатПрактическая психологияОрганизационная психология
Специалитет
МагистратураПсихологическое консультированиеПсихология труда и управления, организационная психология
АспирантураПсихология труда, инженерная психология, эргономикаСоциальная психология
НаукаНаучно-практические конференцииСтуденческие конференцииПлан научных мероприятийНаучные публикацииДиссертационный советВестник Тверского государственного университета. Серия: ПсихологияИнформация о научных мероприятиях
Научно-практические конференцииИнформация о научно-практических конференцияхАрхив сборников научно-практических конференций
Студенческие конференцииИнформация о студенческих конференцияхАрхив сборников студенческих конференций
План научных мероприятий
Научные публикацииНаучные публикации студентовНаучные публикации сотрудников
Диссертационный совет
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Психология
Информация о научных мероприятиях
АбитуриентамУсловия и нормы приёмаБакалавриатСпециалитетМагистратураАспирантураДень открытых дверейОлимпиады для школьников
Условия и нормы приёма
Бакалавриат
Специалитет
МагистратураПсихология труда и управления, организационная психологияПсихологическое консультирование
Аспирантура
День открытых дверей
Олимпиады для школьников
СтудентамРасписание занятийРасписание экзаменовГрафики учебного процессаВнеучебная деятельностьТребования ВКРПрограмма государственных экзаменовРекомендации по написанию курсовой работыВолонтерский центр
Расписание занятийОчная форма обученияЗаочная форма обученияОчно-заочная форма обучения
Расписание экзаменовОчная форма обученияЗаочная форма обученияОчно-заочная форма обучения
Графики учебного процессаОчная форма обученияЗаочная форма обученияОчно-заочная форма обучения
Внеучебная деятельность
Требования ВКР37.03.01 "Психология"37.04.01 "Психология, психологическое консультирование"37.05.01 "Клиническая психология"37.04.01 Психология труда и управл., организац. психология
Программа государственных экзаменов37.03.01 "Психология"37.05.01 "Клиническая психология"
Рекомендации по написанию курсовой работы
Волонтерский центр
СНОСНОНовости и события СНОПлан работы СНОDOCSПростыми словами о сложных вещахЗадел на будущееМы сделали этоРадио ПСИ. НачалоЮмор под буквой "пси"
СНО
Новости и события СНО
План работы СНО
DOCS
Простыми словами о сложных вещах
Задел на будущее
Мы сделали это
Радио ПСИ. Начало
Юмор под буквой "пси"
Центр психологического образования и консультированияЦентр психологического образования и консультирования
Центр психологического образования и консультирования

Новости

На факультете состоялись научные семинары «Литературный обзор по проблемам социализации и адаптации»

На факультете состоялись научные семинары «Литературный обзор по проблемам социализации и адаптации»

3 марта 2023

Научный семинар «Литературный обзор по проблемам социализации и адаптации»

    В феврале 15 и 22 числа на факультете психологии в рамках СНО состоялись научные семинары на тему «Литературный обзор по проблемам социализации и адаптации».

    В настоящее время проблемы адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности приобретают всё более острую актуальность. Мир очень динамичен! И личность тоже не статична, человек может менять сферу деятельности, переходить на новую работу, переезжать в другое место жительства. Ребёнок, подросток может перейти в другую школу, старшеклассник – стать студентом, студент – работающим специалистом. Всё это требует от личности усилий и энергетических затрат.

    Адаптация – это приспособление человека к изменяющимся внешним и/или внутренним условиям.

    Социальная адаптация процесс приспособления, активного освоения личностью или группой новых для нее условий или социальной среды.

    Поэтому перед психологами встают задачи – помочь приспособиться личности или группе к изменяющимся условиям.

    Социализация же это усвоение личность социального опыта и последующая отдача, воспроизведение. Все мы живём в обществе, следовательно, необходимо учитывать существующие нормы, правила, традиции, ориентироваться в различных группах и организациях.

    Поэтому для будущих психологов важно ознакомиться с литературой по данной тематике и поделиться друг с другом опытом.

    Студенты факультета психологии выступили с докладами по источникам литературы, посвящённым проблемам адаптации и социализации. Приведём некоторые из них.

Толмачёв Данила, 4 курс 37.03.01 «Психология»

«ПОЧЕМУ СО МНОЙ НИКТО НЕ ДРУЖИТ? ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-ИЗГОЯМ». АВТОР - ЯЭЛЬ АВРААМ

    «Эта книга - результат одиннадцатилетней терапевтической работы Яэль Авраам с детьми, страдающими от того, что окружающие (прежде всего сверстники) их отторгают. В книге подробно описаны программы и техники индивидуальной и групповой работы с детьми, рассказывается, чем могут помочь им педагоги и родители. Основной посыл книги: группа может жить без "козлов отпущения", но это требует усилий и от детей, и от их окружения.

    Книга адресована прежде всего психологам, но учителя и родители тоже найдут для себя немало ценной информации.

    "Почему со мной никто не дружит?" состоит из 3 частей, охватывающих весь необходимый комплекс теоретических знаний и мер для социальной адаптации детей-изгоев:

1. Феномен социального отторжения;

2. Индивидуальная и групповая психологическая работа;

3. Психологическая работа с окружением ребенка (родителями и педагогами).

    Основные идеи книги включают в себя:

• Улучшение навыков общения: автор оценивает навыки общения, необходимые для успешного социального взаимодействия, и предлагает советы для их проработки.

• Понимание чужой перспективы: автор подчеркивает, что понимание чужой перспективы – это ключ к успешному социальному взаимодействию, и предлагает советы по развитию этого навыка.

• Преодоление социальной тревожности: как социальная тревожность и травматическое прошлое могут препятствовать успешному социальному взаимодействию, и предлагает стратегии для их преодоления.

• Позитивное влияние семьи на социальное развитие ребенка: на качество взаимодействия ребенка со сверстниками влияет качество взаимодействия с ним его родителей. Если родители демонстрируют по отношению к ребенку амбивалентное, избегающее или холодное отношение, ребенок выходит в мир с ожиданием, что его будут отторгать.

• Построение здоровых отношений: автор подчеркивает, что построение здоровых отношений – это важный аспект социального взаимодействия, и предлагает инструменты, в том числе тренинговые, для улучшения отношений с другими людьми.

    Помимо практических рекомендаций в книге присутствует большое количество реальных историй, указывающих на влияние таких, на первый взгляд, малозаметных элементов детского взаимодействия как: комплименты, благодарности, опыт сотрудничества и т.п. Представлены диагностические инструменты оценки базовых социальных навыков, принадлежности к группам, опросник детской сензитивности к социальному отторжению, социометрическое обследование группы, проективные методики на изучение внутреннего мира ребенка и многие другие. Описана модель тренинга, направленного на тренировку навыков сотрудничества, умения присоединяться к уже существующим группам, способности пережить обиду, способности испытывать и выражать благодарность другим людям и самому себе; обучение пониманию своих и чужих чувств и развитие самоконтроля.

    Книга небольшая, многие инструменты (например, МАК, рисование историй, работа с куклами игрушками, вербальные метафоры) описываются кратко, но сопутствующие рассказы о реальных терапевтических случаях довольно четко обрисовывают картину того, как все это работает.

    Больше всего понравилось, что автор берет конкретную проблему (социальная адаптация детей-изгоев) и выстраивает возможный алгоритм ее решения, включающий в себя не только работу с ребенком, но и просвещение значимых взрослых».

Рождественская Екатерина, 4 курс 37.03.01 «Психология»

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА». АВТОР – ГОЛОВАНОВА Н.Ф

    «Книга «Социализация и воспитание ребенка» Головановой Н.Ф. включает в себя пять глав. Книга есть в открытом доступе, в электронной версии, которую я читала 147 страниц. Это учебное пособие для студентов высших учебных заведений, думаю, оно будет полезно для тех, кто изучает гуманитарные, социальные, психологические и педагогические науки, также педагогам и преподавателям, так как акцент сделан в большей степени на педагогику. 

    В данной книге рассказывается об истории развития самой проблемы социализации детей. Также описаны психолого-педагогические основы формирования социального опыта ребенка, рассказывается о том, как можно организовать воспитание ребенка, чтобы он был социализирован.

    В этом учебном пособии рассматривается термин «социализация». Ф. Г. Гиддингс в 1887 г. определил сущность этого понятия как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». В этой книге идет разграничение понятий «социализация» и «воспитание». Из пособия я узнала, что социализация — это усвоение ребенком готовых форм социальной жизни, взаимодействие ребенка с культурой (духовной, материальной), также адаптация, усвоение ценностных ориентаций. А воспитание – это система целенаправленных, педагогических организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом.

    Осуществляемая социализация обязательно предполагает также и индивидуализацию, то есть становление личности с присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя.

    В этой книге рассмотрены: проблема социализации личности в западных философских и социально-психологических теориях, также психолого-педагогические концепции социализации личности в отечественной науке 20 века. Думаю, это может быть интересно тем, кто углубленно изучает данную тему (возможно, пишет какие-то работы по данной тебе, тогда я бы прям посоветовала это учебное пособие), так как там подробно расписаны различные теории, концепции с небольшой историей их возникновения.

    Меня заинтересовало понятие «фактор социализации». Оно определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Автор выделает следующую последовательность того, что входит в этот фактор: мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество); макрофакторы (этнос, страна, государство); мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре); микрофакоры (семья, школа, группы ровесников). Из книги я поняла, что педагогический аспект социализации проявляется прежде всего на уровне микрофакторов.

    Из учебного пособия Головановой Н.Ф., я узнала понятия и термины, которыми раньше не интересовалась. Как уже упоминала ранее, больше оно подойдет все-таки педагогам, так как акцент идет на это, но также там есть и психологический аспект. Будет полезна для получения новой (т.е. неизученной, само пособие написано в 2004 году) теоретической информации, может служить помощником в написании работ на данную тему. Если же читать просто ради интереса (не научного), то немного неяркая, не увлекающая».

Гаджиназарова Карина, 4 курс 37.03.01 «Психология»

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ». АВТОР: ПУЗАНОВ Б.П.

Структура: 

1. Эволюция общественного отношения к детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. 

2. Развитие специализированной государственной помощи в Российской Федерации. 

3. Теоретические основы профессионально-трудового обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями. 

4. Государственная система правовой поддержки и социальной защиты детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития. 

5. Основы дидактики профессионально-трудового обучения. 

6. Профессионально-трудовая подготовка учащихся как один из факторов социальной адаптации и реабилитации лиц с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

    Ключевые идеи: РФ Направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Методы, методики и инструменты для людей, занимающихся с детьми с нарушениями интеллектуального развития. 

    Индивидуальные впечатления: Очень понравилось данное пособие, легко читать. Хорошо расписаны законы, конвенции, декларации и принципы, необходимые при работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Подробные классификации, всё необходимое уместилось в 88 страницы, то есть будто это карманный справочник. Довольное количество примеров работы с такими детьми. Также, если кто-то захочет работать в данной области, то приведены рекомендации и список необходимой литературы. В целом, мне понравилось данное учебное пособие».

    Вот так наши студенты умеют анализировать, высказывать своё собственное профессиональное мнение.

    Будем рады, если обзоры книг будут полезны начинающим и продолжающим психологам.

Вахрина Виктория, 4 курс 37.03.01 «Психология»

МОНОГРАФИЯ «НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ». АВТОР: КОРОБЕЙНИКОВ И. А. 

    Структура: монография состоит из 5 глав, где присутствует как теоретическая, так и эмпирическая часть. 

    Первая глава посвящена феномену социализации и представлены основные характеристики процесса социализации в детском возрасте. 

    Вторая глава посвящена психическому недоразвитию в контексте проблем социализации, нозология диагнозов при нарушении психического развития у детей, школьной дезадаптации. 

    В третьей главе представлены методики, используемые при исследовании социальной адаптации, приведены конкретные результаты эмпирического исследования. 

    В четвертой главе представлены результаты исследования учащихся, имеющие семью и лишенных семьи.

    Пятая главе посвящена особенностям послешкольной адаптации юношей и подростков с легкими формами психического недоразвития 

    В монографии описаны необходимые действия со стороны родителей в отношении ребенка, которые необходимы для развития личности. Рассматриваются особенности социализации в дошкольном и школьном возрасте. 

    Факторы, способствующие ЗПР:

- негативные факторы ситуации семейного воспитания ребенка; поэтому целенаправленное воздействие на семью является важнейшим звеном любой коррекционной программы;

- социальные факторы.

    К числу основных, первичных, внешних признаков школьной дезадаптации врачи, и педагоги относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения. В этой связи, с чисто педагогических позиций, в категорию детей с нарушенной школьной адаптацией попадают, в первую очередь, дети с недостаточными способностями к обучению.

    Среди реальных причин, лежащих в основе нарушений школьной адаптации, фигурируют и недостаточная готовность ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение темпов и качества формирования отдельных психических функций; нарушения формирования так называемых школьных навыков; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.

    Представленные методы исследования:

1. Детский адаптированный вариант методики Векслера

2. Комплексная методика изучения самооценки и ценностных ориентаций

3. Методика ценностно-ориентированной беседы

4. Методика исследования фрустрационного поведения, тест Розенцвейга

5. Оценка успешности межличностных контактов на основе социометрического статуса ребенка

6. Психологический анализ анамнестических данных

    Отмечается тенденция к возникновению эмоционального отчуждения со стороны матери, прежде всего, по отношению к ребенку с признаками интеллектуальной недостаточности. Последствия такого типа родительского отношения для ребенка, как говорилось выше, выражаются в нарушении активной интериоризации внешних оценок, аморфности образа Я и развитии чувства вины; для матери – в сведении родительской роли к контролю за удовлетворением потребностей витально-бытового уровня и предпочтении физических наказаний как наиболее «доходчивых» и не требующих серьезных умственных и нравственных усилий. Кроме того, исходя из полученных данных, у ребенка формируется повышенная враждебность, агрессивность, усиливающаяся пропорционально степени его отвержения.

    Книга может представлять интерес для широкого круга специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии (клинических и школьных психологов, педагогов-дефектологов, детских психиатров, социальных работников).

Драпей Анастасия, 4 курс 37.03.01 «Психология»

«СУЩНОСТЬ АКТУАЛЬНЫХ КАНАЛОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ТРАДИЦИОННЫЙ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ, СТИЛИЗОВАННЫЙ КАНАЛЫ)». АВТОРЫ: Е.А. АЛИСОВ, В.П. СЕРГЕЕВА

Структура: 

1. Понятие социализации;

2. Задачи социализации;

3. Виды социализации;

4. Различия между социализацией детей и взрослых:

5. Факторы, агенты, институты социализации;

6. Механизмы социализации;

7. Каналы социализации;

8. Особенности социализации современного подростка;

9. Социально-психологические проблемы;

10. Социально-культурные проблемы;

11. Естественно-культурные проблемы;

12. Аномия;

Ключевые идеи:

    Под социализацией (от лат. socialis - общественный) понимают процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. 

    Социализация может рассматриваться и как процесс, и как результат, и как условие. 

    Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

• - интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

• - способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

• - сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

    Исследователи выделяют первичную социализацию - непосредственное усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения (в семье) и вторичную - социализацию во вторичных группах, происходящую, как правило, опосредованно (при участии формальных структур: детского сада, школы, СМИ и т.д.). Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя зрелый и преклонный возраст. Различаются две основные формы социализации - целенаправленная и стихийная. Стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, в коллективе друзей, сверстников). Человек сам, как «губка», сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с целенаправленной формой социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система воспитания. Следует различать социализацию, а также ресоциализацию и десоциализацию.

    Во многих исследованиях выделены следующие различия между социализацией детей и взрослых:

- социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;

- взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их;

- социализация взрослых часто предполагает более гибкое освоение социального опыта, т.е. у взрослых есть понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета»;

- социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

    Также в этой книге были даны определения некоторых многогранных понятий, которые используются при описании процесса социализации.

    Агенты социализации - это субъекты, структурные группы, окружения, оказывающие социализирующее воздействие на человека. Агентами социализации могут выступать также институты социализации - социальные структуры или порядки общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. В научной, методической литературе выделяются основные институты социализации личности: семья, образование (дошкольное учреждение, школа, вуз), игровая группа детей, компания сверстников, трудовой коллектив, СМИ, религия, социокультурная общность. 

    «Каналы социализации - это пути протекания процесса социализации, определяющие его индивидуальные, специфические характеристики, ввиду отличительных особенностей агентов, условий и направлений социального становления и развития личности». 

    «Агенты социализации + условия социализации + направление социализации = каналы социализации». 

    К группе традиционных каналов социализации следует отнести семью, окружающую личность социокультурную среду, религиозный канал социализации. 

    В качестве официально-институциональных каналов социализации выступают общественные структуры, имеющие влияние на утверждение определенной совокупности норм и правил жизнедеятельности в социуме и задающие ориентиры общественно приемлемого развития индивида.

    В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

    Субкультурные каналы отличаются особой системой ценностей, используемым языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами субъектов социализации. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В качестве представленности субкультуры в социальном пространстве выступает задаваемый ею стиль жизни.

    К числу актуальных каналов социализации личности в последнее время следует отнести также виртуальные каналы социализации. Смысл киберсоциализации состоит в том, что человек меняется в процессе использования новой техники и современных технологий. У человека меняется отношение к миру, к другим людям, к себе. Меняются интересы, трансформируются мотивы деятельности, сознание.

    В последнее время был проведен ряд психолого-педагогических, социологических исследований, посвященных выявлению особенностей социализации современного подростка. В частности, Д.В. Ярцев обращает внимание на следующее:

• У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка.

• В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.

• Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована ввиду неспособности современной школы транслировать такой опыт.

• Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного и истинного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой несформированностью соответствующих культурных традиций.

    Авторы подчеркивают, что такая модификация актуальных каналов социализации личности сопряжена с серьезными проблемами развития самосознания личности. Игнорирование определенной частью подростков системы социальных ценностей и запретов - это не только проявление конфликта поколений, но следствие кризисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного сознания. Эти состояния обозначаются как аномия, под которой понимают различные виды нарушений, ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний, противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей. Аномия порождает циничное и безответственное отношение подростков к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.

    Интересной в этой книге показалось описание портрета жертвы аномии. Характерные для этого персонажа переживания, художник Лео Сроул сформулировал следующим образом:

• Я чувствую, что влиятельные фигуры в обществе равнодушны к моим запросам и нуждам;

• В обществе, где нет порядка и неизвестно, что случится завтра, мало чего можно добиться;

• Шанс достигнуть для меня жизненных целей, очень незначительный;

• Что бы я ни делал, получается, что жизнь проходит бесполезно, а мои усилия не приводят к успеху;

• Я все больше убеждаюсь в том, что не могу' рассчитывать на дружескую поддержку со стороны моего непосредственного окружения.

    Таким образом, мы живем в обществе с высокой степенью аномии, которая ведет к значительному росту проблем подросткового возраста (курение, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.), не только возрастного кризиса, но и, без сомнения, социально-психологических проблем, среди которых одно из главных мест занимает разрушение ценностно-нормативной системы общества (или аномия). Проблема актуальных каналов социализации личности в последнее время приобретает особое значение, ввиду влияния целого ряда факторов окружающей российской действительности, требует специального изучения.