Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Факультет психологии

×
О факультете Образование Наука Абитуриентам Студентам СНО Центр психологического образования и консультирования
О факультетеНовостиО факультетеКафедрыУчёный советУчебно-практическая лаборатория клинической психологии и психодиагностики Повышение квалификации
Новости
О факультете
КафедрыКафедра "Психология"Кафедра "Психология труда и клиническая психология"
Учёный совет
Учебно-практическая лаборатория клинической психологии и психодиагностики
Повышение квалификации
ОбразованиеБакалавриатСпециалитетМагистратураАспирантура
БакалавриатПрактическая психологияОрганизационная психология
Специалитет
МагистратураПсихологическое консультированиеПсихология труда и управления, организационная психология
АспирантураПсихология труда, инженерная психология, эргономикаСоциальная психология
НаукаНаучно-практические конференцииСтуденческие конференцииПлан научных мероприятийНаучные публикацииДиссертационный советВестник Тверского государственного университета. Серия: ПсихологияИнформация о научных мероприятиях
Научно-практические конференцииИнформация о научно-практических конференцияхАрхив сборников научно-практических конференций
Студенческие конференцииИнформация о студенческих конференцияхАрхив сборников студенческих конференций
План научных мероприятий
Научные публикацииНаучные публикации студентовНаучные публикации сотрудников
Диссертационный совет
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Психология
Информация о научных мероприятиях
АбитуриентамУсловия и нормы приёмаБакалавриатСпециалитетМагистратураАспирантураДень открытых дверейОлимпиады для школьников
Условия и нормы приёма
Бакалавриат
Специалитет
МагистратураПсихология труда и управления, организационная психологияПсихологическое консультирование
Аспирантура
День открытых дверей
Олимпиады для школьников
СтудентамРасписание занятийРасписание экзаменовГрафики учебного процессаВнеучебная деятельностьТребования ВКРПрограмма государственных экзаменовРекомендации по написанию курсовой работыВолонтерский центр
Расписание занятийОчная форма обученияЗаочная форма обученияОчно-заочная форма обучения
Расписание экзаменовОчная форма обученияЗаочная форма обученияОчно-заочная форма обучения
Графики учебного процессаОчная форма обученияЗаочная форма обученияОчно-заочная форма обучения
Внеучебная деятельность
Требования ВКР37.03.01 "Психология"37.04.01 "Психология, психологическое консультирование"37.05.01 "Клиническая психология"37.04.01 Психология труда и управл., организац. психология
Программа государственных экзаменов37.03.01 "Психология"37.05.01 "Клиническая психология"
Рекомендации по написанию курсовой работы
Волонтерский центр
СНОСНОНовости и события СНОПлан работы СНОDOCSПростыми словами о сложных вещахЗадел на будущееМы сделали этоРадио ПСИ. НачалоЮмор под буквой "пси"
СНО
Новости и события СНО
План работы СНО
DOCS
Простыми словами о сложных вещах
Задел на будущее
Мы сделали это
Радио ПСИ. Начало
Юмор под буквой "пси"
Центр психологического образования и консультированияЦентр психологического образования и консультирования
Центр психологического образования и консультирования

Простыми словами о сложных вещах

Что писать в исследовательской работе

 

При выполнении курсовой или выпускной квалификационной работы студентами должны решаться актуальные проблемы. Работа может быть направлена на поиск социально-психологических закономерностей, при этом должна быть решена конкретная задача научной психологии, связанная с изучаемой проблемой. Студенты осваивают и реализуют навыки эмпирической научно-исследовательской деятельности. Например, детерминанты социально-безопасного поведения, социально-психологические факторы потребительского поведения, восприятия рекламы, и т. д. у различных социальных групп.

Работа может быть направлена на решение прикладной задачи и быть практически ориентированной. Студенты реализуют умения в области практической психологии. Курсовая работа этого типа заключается в формировании или адаптации методик психодиагностики или психологического консультирования, программ социально-психологического тренинга, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии. Соответствующая разработка должна обладать новизной.

Например, разрабатываются и апробируются тренинги командообразования, противостояния влиянию и манипуляции, поведения в конфликте, тренинги управления временем, коммуникативной компетентности; программы практик межпоколенного взаимодействия, профилактики девиантного поведения и т. д.

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента. Реферативные формы научной деятельности предполагают отбор, группировку и обобщение информации; также умение находить нерешенные проблемы изучаемой темы, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам.

Выпускная квалификационная работаэто форма итоговой аттестации студентов за весь период обучения, она имеет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над дипломным проектом студент должен проявить умения, уже приобретенные им при выполнении курсовых работ. Дипломная работа также должна быть направлена на решение актуальной исследовательской, прикладной или практической задачи в области научной или практической психологии.

Выпускная квалификационная работа отличается бỏльшим масштабом: более широким рассмотрением различных аспектов проблемы, большим количеством исследовательского инструментария, объемом выборки, глубиной интерпретации данных. Рекомендуется для достижения цели собирать и анализировать данные как количественного, так и качественного характера.

 

В названии работы, как правило, представлены предмет и объект исследования. Примеры. «Специфика психологической защищенности сотрудников государственных и частных организаций». «Социальные представления молодежи о моде». «Представление о собственной привлекательности во взаимосвязи с составляющей Я-концепции молодежи». «Танцевальная терапия как метод формирования гендерной идентичности женщин (на примере восточных танцев)».

В работе должны присутствовать новизна, актуальность, практическая и теоретическая значимость. Иначе возникает вопрос, зачем проводить это исследование.

Стиль изложения должен быть научным, строгим, без публицистических оборотов. Положения должны быть доказательными, аргументированными. Изложение материала осуществляется в безличной форме, не от первого лица. В крайнем случае можно использовать местоимение «мы» (поскольку работа пишется при содействии научного руководителя). Не так важен субъект познания, сколько результаты – то, что он познал.

Важно четко знать предмет своего исследования, какие психические явления изучаете. Везде писать одинаково, в разных частях курсовой/дипломной. Например, если это ««адаптивность»», то в других частях работы не надо писать «адаптация», это разные явления.

Явления, изучаемые эмпирически (Ваши переменные), должны быть описаны в теоретической главе. Например, если эмпирически изучаете нечто конкретное, касающееся содержания этнических стереотипов и этнической толерантности, то в первой главе следует операционализировать данные понятия, сопоставить с более общими – толерантностью и социальным стереотипом.

Экспериментальное и эмпирическое исследования – разные явления. Эксперимент, как известно, предполагает: воздействие, зависимую, независимую переменную, контрольную и экспериментальную группы. Влияние и зависимость можно изучить только в эксперименте.

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Стандартная курсовая/выпускная работа содержит:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение (10 % от общего объема);
  • главы основной части: теоретическая (20 – 30 %) – заканчивается пронумерованными выводами;
  • эмпирическая, очень желательно, чтобы по объему она была пропорциональна предыдущей, начиналась с параграфа, посвященного программе эмпирического (или экспериментального) исследования;
  • выводы по эмпирической главе. Они пишутся по эмпирическим задачам;
  • заключение.
  • список использованной литературы;
  • приложение.

 

Оглавление

Главы и параграфы должны иметь содержательное название.

Пример: не 2.2. Анализ результатов исследования», а 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования гендерных различий в агрессивности подростков. Кроме глав и параграфов указываются номера страниц, на которых их можно найти.

 

Введение

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, задачи, описываются предмет, объект, гипотезы, использованные методы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Формулируется научная проблема – это научный вопрос, решение которого представляет практический или теоретический интерес. Проблема фиксирует несоответствие теоретических положений новым научным фактам. Она формулируется в терминах определенной научной отрасли.

Например, «какие существуют социально-психологические детерминанты изменений женщинами своего внешнего облика»; «каким образом телевизионная реклама нарушает информационно-психологическую безопасность зрителей».

Различают социальную актуальность исследования – обусловленность социальным контекстом и научную. Научная – почему именно сейчас в науке стоит взяться за решение этой проблемы, почему какое-либо психическое явление начали изучать именно сейчас, это связано с процессами, тенденциями в науке. Например, сейчас актуальны исследования в области психологии нравственности, психологии безопасности. 

Социальная актуальность заключается в соответствии темы исследования современному состоянию общества, процессам, происходящим в нем, экономической, политической ситуации. Поискать данную информацию можно в социологических публикациях.

Например, появление новых профессий, субкультур. Явления: финансовый кризис, пропаганда пуэрилизма (культа молодости, силы и красоты), мода, отношение ко времени, доверие в интернет-общении.

Описание научного аппарата (цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, методы) во введении и программе исследования должны совпадать. Во введении допустимо более обобщенно формулировать, в программе – четче, конкретнее. Разделять теоретические и эмпирические задачи. Про научный аппарат см. ниже в разделе о программе исследования.

 

Теоретическая часть

В первой главе дается теоретический обзор по изучаемой проблеме. Операционализируется основные понятия, приводятся подходы к ним, обсуждаются результаты научных исследований. Дается характеристика разработанности проблемы. Предупреждаем, в этой главе свой текст также  должен быть, как минимум это обобщения. Теоретическая глава это не нарезка из цитат. Название глав и параграфов должны быть сформулированы не односложно, а более развернуто. Например, «Теоретические подходы к….» «Социально-психологическое рассмотрение проблемы … в трудах отечественных и зарубежных исследователей».

Выводы по теоретической главе должны подводить к эмпирике, там следует прописывать основное – операционализацию понятий, обозначать грань между известным и неисследованным. Выводы нумеруются.

 

Эмпирическая глава

Программа эмпирического исследования упорядочивает средства и процедуры в соответствии с поставленной целью. Начинается с обоснования.

Научный аппарат. Цель – ориентирует на конечный предполагаемый результат, он может быть теоретическим или прикладным. Целью студенческой научно-исследовательской работы может быть выявление структуры явления, взаимосвязи между явлениями, влияния, различий в чем-либо между группами, изменений в определённых условиях, динамики изменений.

Задачи представляют собой шаги к достижению цели. Они должны быть сформулированы не процедурно, а содержательно. Пример.

Процедурно: осуществить сбор эмпирических данных.

Содержательно: выявить содержание автостереотипов и гетеростереотипов французов.

Формулировка задачи начинается примерно с таких слов: «рассмотреть, выявить, определить, изучить, раскрыть, установить …»

Объектами социально-психологического исследования могут быть малые группы, большие социальные общности, реже – отдельные индивиды. Например, трудовые коллективы, спортивные (и не только) команды, студенческие группы, семьи, творческие коллективы: актерские труппы, музыкальные группы, и др. Большие социальные группы: гендерные, возрастные (молодежь, пожилые), различающиеся по материальному благосостоянию, профессиональные, религиозные; политические, представители общественных движений и др.

Рядом с объектом, как правило, описываем выборку исследования. Выборка должна быть репрезентативной, отражать характеристики генеральной совокупности, повторять их «в миниатюре». Ее объем от 40 человек для курсовой и от 50 – для выпускной работы. Желательно больше, поскольку на больших выборочных совокупностях лучше видны закономерности, эффективнее работают некоторые статистические критерии, соответственно выше вероятность подтверждения гипотез.

Кроме объема прописываются другие характеристики выборки: количество мужчин и женщин (должно быть пропорциональным), возраст респондентов, род занятий, другое в зависимости от темы. Например, трудовой стаж, в общественных движениях, длительность брачных отношений, этническая, конфессиональная принадлежность. Если вы решили сравнить две (три) группы по каким-либо признакам, количество представителей в них должно быть равным. Это правило касается контрольной и экспериментальной групп.

Например, члены политических партий и аполитичные граждане, представители конфессий (христиане и индуисты), студенты первого и четвёртого курса, представители субкультуры (металлисты, аниме) и «обычная» молодежь, телефонные операторы в сфере телемаркетинга и сотрудники телефона доверия и др.

Предмет – те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании. В социальной психологии это социально-психологические характеристики личности и групп, закономерности общения и взаимодействия, психологические аспекты явлений социальной жизни. В целом – социально-психологические процессы, состояния, свойства. В программе предмет исследования определяется исходя из уточнения того аспекта проблемы, который интересует исследователя.

Гипотеза – это научное предположение. Любая гипотеза должна быть верифицируема (проверяема на истинность научными методами). Гипотезы должны следовать из теории, быть обоснованы. «Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения» (Вернадский). Они могут касаться существования явления, взаимосвязи между явлениями различий между определенными группами, влияния. Гипотеза должна быть конкретной. Пример.

Существует прямая взаимосвязь между психологической защищенностью и интернальным локусом контроля у выпускников вузов.

Этнические стереотипы русских студентов, не имеющих опыта межкультурного общения, по отношению к представителям индийской национальности характеризуются малой вариативностью.

Существуют различия в альтруизме лиц, состоящих и не состоящих в общественных организациях, у первых он более выражен.

У военнослужащих с различным сроком службы (при отсутствии между ними отношений подчиненности) существуют различия в проявлении неуставных взаимоотношений, в большей степени их проявляют лица двух лет службы.

В результате практик межпоколенных взаимодействий возрастает толерантность молодежи к пожилым людям и меняется отношение к собственному старению на более положительное.

Различают и прописывают методы сбора и обработки данных. Метод и методика – разные явления. Например, метод – тестирование, наблюдение, фокусированное групповое интервью и т. д. Методика – конкретная тестовая методика (либо анкета, интервью), направленная на выявление определенного психического явления (например, социального интеллекта, жизнестойкости, этнической толерантности, самооценки, представлений о моде и т. д.).

Если вы решили разработать инструментарий сами, то это вполне допустимо для анкеты или интервью. Но любая комиссия заинтересуется качеством анкеты (или интервью) и обоснованностью её содержания. Прежде чем собирать данные, необходимо провести пилотаж (разумеется, на отдельной выборке). Применяемые методики должны быть валидны и надежны.

Подробно стоит описывать только новые, пока широко неизвестные научной общественности методики, давно существующие в этом не нуждаются. Желательно прописать обоснование выбора именно этого инструментария, например, для изучения ценностных ориентаций личности их явно больше, чем одна.

 

Собственно эмпирическая часть

Здесь приводятся описание, анализ и интерпретация эмпирических данных. Данные, как правило, описываются по задачам. Результаты сопоставляются с гипотезами. «Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово, но не стоит принимать леса за здание»   (Г. Гете). Вы должны четко знать свои основные результаты. Что нового получили именно Вы? Или в чем подтвердили ранее известное? Это важно. Можно сравнить с результатами предыдущих исследований по схожей проблематике.

Интерпретация данных – это объяснение результатов. Интерпретировать можно, исходя их специфики объекта и предмета исследования. Сопоставлять свои результаты с теми фактами, исходя из которых формулировали гипотезы; с социально-психологическими теориями, законами, парадигмами. Например, теория когнитивного диссонанса, теория социального познания, теория зеркального Я, положения гуманистической, экзистенциальной психологии, социального конструкционизма.

Вы пишете про то, чем Ваша исследовательская работа обогатила науку, о чем стало известно несколько больше, чем раньше. Результаты можно объяснить спецификой ситуации, социального контекста, особенностей деятельности. Существуют виды объяснения.

Структурное – установление места объекта в общей системе. Например, менеджер среднего звена является руководителем.

Функциональное – способ функционирования, присущий объекту. Например, трудовая деятельность испытуемых в системе «человек – человек».

Генетическое причинное – установление связи объекта с предшествующими ему во времени явлениями. Например, в результате изменения экономической ситуации изменились ценностные ориентации россиян. Вследствие изменения социально-психологического климата изменились межличностные отношения в группе.

Генетическое следственное – анализируются результаты деятельности, поведения объекта. Например, проекты, результаты творческой деятельности кого-либо.

 

Практические рекомендации

Существенным плюсом для работы будет разработка на основе исследования практических рекомендаций. Они должны быть адресными – обозначается, кому они предназначены. Это могут быть специалисты и носители обыденного сознания. Рекомендации направлены на улучшение сторон социальной жизни и повышение эффективности поведения личности и групп.

Например, предназначаться для психологов-консультантов, бизнес-тренеров, коуч-консультантов; руководителей организаций, лидеров общественных движений, представителей определённых профессий, субкультур, этнических общностей семей и др. Рекомендации могут касаться противостояния манипуляции, адаптации, поведения в конфликте, переговоров, и т. д.

 

Выводы. Здесь представляются основные результаты исследования.

 

Заключение

Заключение пишется по работе в целом. Подводятся итоги Вашего теоретического и эмпирического исследования, представляются новые важные результаты. Это обобщение всей работы.

Кроме того, здесь прописывается практическая значимость, где и каким образом можно применить результаты. Например, для разработки социально-психологических тренингов, социальных программ, в индивидуальном, организационном консультировании. О практической значимости желательно подумать с самого начала, ещё при планировании исследования.

Обозначается перспектива исследования, то, что осталось неизученным, непонятным. Это может быть изучение других социальных групп, рассмотрение других явлений в связи с исследуемой проблемой.

 

Приложение

В приложение выносится информация, которая перегружает текст, но является нужной, информативной, справочной.

Приложение содержит бланки методик, матрицы эмпирических («сырых») данных. Результаты статистической обработки – распечатки страниц из статистических программ, где видны результаты. Например, таблицы описательной статистики, корреляционная матрица, результаты факторного, кластерного анализа и т. д. Таблицы, графики, рисунки, схемы, на которых наглядно представлены основные результаты исследования. Таблицы и рисунки должны быть подписаны. Также в приложение можно вынести некоторую информацию по своему усмотрению (например, практические рекомендации, программу тренинга, протоколы и т. п.).

 

Меняется социальный контекст, следовательно, у людей меняется восприятие, интерпретация реальности, меняется поведение. Появляются новые способы коммуникации, субкультуры, профессии и т. д. И возникают новые исследования. И пока буду происходить общественные изменения, у исследователей в различных областях психологии всегда будет работа. Успехов!