Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Факультет психологии

Тверской государственный университет

Внимание!

20 мая 2020

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

          Предлагаемая программа перспективного развития факультета психологии в содержательном и правовом плане базируется на следующих  нормативно-правовых документах:

  • Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 19.12.2016 г.);
  • Уставе Тверского государственного университета (ред. 20.12.2018 г.);
  • положении о факультете Тверского государственного университета (решение Ученого совета от 27.06.2012 г., протокол № 10; утверждено ректором 27.06.2012 г., Устав ТвГУ в ред. от 20.12.2018 г. п. 3.3.);
  • положении о кафедре ТвГУ (решение Ученого совета от 27.06.2012 г., протокол № 10; утверждено Ректором 27.06.2012 г., Устав ТвГУ в ред. от 20.12.2018 г. п. 3.3.).

 

          Программа составлена доктором психологических наук, профессором Жалагиной Т.А.

 

Уважаемые коллеги!

 

          Тверской государственный университет – это вся моя жизнь. Я поступила в него в 1971 г. – закончила в 1976 г., и с 1977 г. работаю в университете в качестве преподавателя, заведующей кафедры, декана. Я отлично знаю все плюсы и минусы сложившейся университетской системы и твердо уверена, что ради идеи создания одного из лучших в ТвГУ факультетов  мне удалось сплотить вокруг себя истинных профессионалов, ведущих ученых и сотрудников факультета психологии.

          Ключевая идея данной программы состоит в продолжении развития созданного на базе факультета психологии эффективного инновационного научно-образовательного центра фундаментальных и прикладных исследований в области психологии, клинической психологии, осуществляемых  в рамках  реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования.

          Миссия факультета: подготовка конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, способного к саморазвитию, самосовершенствованию.

          Цель программы – создание условий для обеспечения качественной подготовки и профессионального сопровождения бакалавров, специалистов по клинической психологии, магистров и аспирантов на всех этапах их профессионального совершенствования, интегрирующего реализацию образовательных программ, научные исследования и инновационную деятельность, как студентов, так и преподавателей, а также продвижение и обеспечение конкурентоспособности факультета на рынке образовательных услуг.

          Это позволит успешно решать комплексную задачу подготовки современных, компетентных, мобильных специалистов, готовых к инновационной деятельности и позитивным преобразованиям в своей профессиональной деятельности.

          Достижение поставленной цели Программы требует реализации следующих направлений деятельности:

 

  1. Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности факультета. Наука – двигатель прогресса и реальная основа благосостояния любого факультета и  вуза в целом. Основные задачи в этом направлении: развитие динамичной научной среды, интегрированной с реальным сектором экономики и образования; развитие, создание и укрепление взаимовыгодных связей с бизнес-сообществом и аппаратом управления в интересах формирования эффективного, качественного научно-образовательного пространства.

Научная работа факультета:

  • подготовка и проведение научных конференций факультета, содействие участию всех преподавателей и сотрудников факультета в конференциях разного уровня (международного, регионального, всероссийского, университетского), продолжение проведения международных конференций совместно  РАН и РАО; РОЗ;
  • совершенствование работы созданного по двум специальностям  докторского диссертационного совета (19.00.03 –  психология труда, инженерная психология, эргономика, 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики). Работа совета позволила увеличить количество защищенных  сотрудников нашего факультета до 100%. Следующий шаг – написание и защита докторских диссертаций, что позволит повысить уровень  квалификации профессорско-преподавательского состава факультета;
  • развитие научного сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными вузами и научными центрами (институт психологии Российской Академии наук, Российская Академия образования, Международная Академия психологических наук, Московский государственный университет, Санкт-Петербургский  государственный университет, Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова (Казахстан), Казахско-Русский международный университет (Казахстан), Великотырновский университет «Святых Кирилла и Мефодия» (Велико Тырново, Болгария), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (Минск, Республика Беларусь), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, Российская академия Народного хозяйства при президенте РФ и т. д.);
  • продолжение успешной деятельности кафедр  по участию в конкурсах, грантах регионального, российского и международного уровней, программах стратегического и инновационного развития;
  • поддержка и развитие научно-исследовательской работы студентов, деятельности студенческих научных обществ, создание условий для более активного привлечения студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, организуемых как на факультете и в университете, так и межвузовского и международного уровня;
  • создание необходимых условий для развития социальных, личностных компетенций студентов, воспитание нового поколения здоровых, нравственных, современного мыслящих людей.

 

          2. Организация учебного процесса -  через внедрение  стандартов менеджмента качества образования.  Основные цели – становление факультета как саморазвивающейся организации; формирование образовательной корпоративной культуры инновационного формата. Реализация целей: разработка и внедрение новых образовательных технологий в рамках ФГОС ВО 3++ с учетом модернизации учебных планов в качестве основного условия подготовки конкурентноспособных специалистов, востребованных на рынке труда.

          Учебно-методическая работа факультета:

  • создание условий для открытия новых специальностей и дополнительных квалификаций с целью повышения конкурентоспособности выпускников факультета на рынке труда (в частности – специальность «Психология служебной деятельности» и новые направления магистратуры);
  • создание условий для проведения всех видов занятий профессорско-преподавательским составом в рамках требований ФГОС ВО 3++ и обеспечение общественно-административного механизма для контроля и качества;
  • внедрение в учебный процесс факультета системы дистанционного обучения для работы со студентами с ограниченными возможностями;
  • достижение качественного уровня методического обеспечения учебного процесса посредством издания через РИО учебно-методической литературы и создания электронных учебных пособий по всем дисциплинам ООП  ФГОС ВО 3++;
  • оптимизация  работы  по  подготовке  учебно-методических комплексов по ООП Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения и подготовке компьютерных тестов для всех видов контроля: текущего, промежуточного, итогового;
  • создание оптимальных условий, обеспечивающих реализацию двухступенчатой системы обучения «бакалавриат – магистратура»; оптимизация деятельности магистратуры по направлению «Психология труда», «Психологическое консультирование»; открытие таких направлений магистратуры как «Психология семьи», «Психология одаренности» и др.
  • продолжение работы по совершенствованию деятельности факультета в плане реализации программ дополнительного профессионального образования и дополнительной квалификации «Юридический психолог»;
  • координация и расширение спектра деятельности  лаборатории психодиагностики;
  • расширение сферы деятельности созданного на факультете Центра социально-психологической поддержки и открытие на его базе малого инновационного предприятия.

 

          3.Качество образования – это не только конкретная высокая квалификация. Это – наличие воспитанности, проявляющейся через высокие (или хотя бы достаточные) морально-нравственные принципы.  Цель – создание новой системы управления воспитательной работой, в основе которой – подготовка гармонично развитой личности, обладающей гражданской позицией.

          Воспитательная работа:

  • совершенствование профориентационной работы с абитуриентами  в рамках организованного проведения ярмарок учебных мест и Дней открытых дверей;
  • совершенствование системы управления воспитательной работой путем оптимизации форм студенческого самоуправления;
  • совершенствование работы  по всем направлениям  созданного на факультете студенческого научного общества с привлечением студентов к участию  в конкурсах, олимпиадах, научных конференциях;
  • координация воспитательной деятельности преподавателей в учебном процессе с усилением профессиональной мотивации студентов факультета;
  • совершенствование работы по организации психолого-педагогической подготовки студентов других факультетов;
  • создание условий для организации и развития воспитательной деятельности со студентами во внеучебное время;
  • организация супервизерства для выпускников, содействие выпускникам в трудоустройстве и постоянная связь с ними;
  • культивирование установки на здоровый образ жизни;
  • совершенствование работы с привлечением  студенческих инициатив в рамках Центра социально-психологической поддержки.

 

          4.Финансовая составляющая и материальное благосостояние сотрудников вуза зависит целиком и полностью от умения руководить.  Основная цель – руководить так, чтобы ни одна копейка не была истрачена зря.

          Финансово-хозяйственная работа:

  • обеспечение открытого планирования доходной и расходной части бюджета факультета; согласование сметы расходов на заседании Ученого совета факультета;
  • расширение источников финансирования и увеличение притока внебюджетных средств; открытие специальности «Психология служебной деятельности»; совершенствование  работы дополнительной квалификации «Юридический психолог»;
  • сохранение аудиторного фонда факультета, своевременное проведение ремонта, продолжение  современного  технического оснащения кафедр и аудиторий;
  • продолжение работы по обновлению и совершенствованию технической и, в частности, компьютерной базы всех кафедр, кабинета диссертационного совета, лаборатории психодиагностики и деканата факультета,  центра социально-психологической поддержки;

 

     5.Кадры всегда решали,  и будут решать все. Основной принцип управления: главное лицо в вузе – преподаватель, который своим трудом создает финансовую основу существования других подразделений. В основе -  эффективное взаимодействие администрации факультета с региональными и муниципальными органами власти; четкое разграничение полномочий и ответственности всех сотрудников; создание системы материального стимулирования по конкретным результатам  труда.

     Управление  факультетом:

Инновационная деятельность факультета представляет собой системное, качественное изменение структуры учреждения высшего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств в учебный, научный и воспитательный процесс факультета. Целями управления являются развитие творческих способностей обучаемых, подготовка специалистов высокого класса, а также создание наукоемких технологий, внедрение этих технологий в жизнь. Очень часто менталитет российского человека противоборствует разработке и внедрению различных нововведений, инноваций в учебном, научном и образовательном процессах. Решением такого рода конфликтов и является развитие корпоративной культуры инновационного формата.

Основные направления деятельности:

    • реализация демократических начал в руководстве факультетом при повышении меры ответственности  руководства факультета, кафедр, членов Ученого совета за положением дел в коллективе;
  • сохранение созданного психологического климата  на факультете, использование норм коллегиальности управления факультетом в рамках действующего регламента. С этой целью управление развитием факультета осуществляется на принципах согласования, открытости, интеграции, что уже создало предпосылки для формирования на факультете сообщества преподавателей, сотрудников  учебно-вспомогательного звена и студентов, объединенных ценностями профессионально-корпоративной культуры. Данная тенденция продолжит совершенствование структуры коллектива единомышленников;
  • обеспечение свободы, активности и самостоятельности деятельности субъектов образовательной деятельности, поддержание инициативности, достижение гармонии коллективной деятельности с личностными механизмами творчества;
  • повышение роли кафедр как основных учебно-научных структур факультета;
  • стимулирование кафедр в развитии их активности и ответственности по разработке и внедрению инновационных психолого-педагогических технологий, направленных на совершенствование качества обучения;
  • поддержка и развитие системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе в ведущих научных центрах РФ: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПГУ, ИПРАН, РАО, РУДН и т.д.;
  • способствовать развитию системы международного сотрудничества и проведения стажировок за рубежом с целью обмена опытом;
  • продолжение работы системы профессионального консультирования и тестирования абитуриентов через созданный центр социально-психологической поддержки с целью формирования  контингента первокурсников;
  • расширение форм международного сотрудничества через участие в совместных научных и образовательных мероприятиях с Велико-Тырновским университетом (Болгария), Актюбинским региональным государственным университетом имени К. Жубанова (Казахстан), Казахско-Русским международным университетом (Казахстан), Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники (Минск, Республика Беларусь), Красноярским государственным медицинским университетом имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, Российской академией Народного хозяйства при президенте РФ).

6. Перспективы развития факультета

    • цифровизация образования: разработка электронных учебных пособий с их размещением в открытом доступе;
    • открытие новой специальности «Психология служебной деятельности»;
    • использование в студенческой научной работе современных электронных баз данных;
    • улучшение материально-технической базы;
    • расширение присутствия в информационном пространстве: разработка тематических научных проектов в сети Интернет, в том числе в рамках студенческой науки;
    • участие преподавателей и студентов в межрегиональных и международных конференциях и научных сообществах с указанными в п. 5 вузами и установление новых научных связей;
    • расширение международного сотрудничества: участие в конференциях, симпозиумах, круглых столах, в том числе онлайн.

 

 

Доктор психологических наук,                                             Т.А. Жалагина

профессор   

 

Председатель комиссии по

выборам декана                                                                          Е.Д. Короткина