КУРСОВАЯ РАБОТА. НАЧАЛО
Уважаемые исследователи, выполняющие курсовые работы!
Курсовая работа – это исследование по определённой теме в рамках одной из отраслей психологии.
Вы погружаетесь в тему, изучаете её глубже, чем в учебнике.
? С чего начать?
Шаг 1. Понять, что такое курсовая работа.
Рекомендации помогут вам. Мы с коллегами их разработали специально для вас.
Как их найти: заходите на сайт факультета психологии, выбираете раздел «Студентам», там «Рекомендации по написанию курсовой работы». Нажимаете на ссылку.
Вот вам прямая ссылка
https://psychology.tversu.ru/pages/1039
Шаг 2. Посмотреть образцы
Добро пожаловать на кафедры. Обратитесь к методистам, посмотрите опыт ваших более старших коллег – студентов, которые уже выполнили курсовые. Подержите сей труд в руках, бумажный, переплетённый.
Шаг 3. Определиться с темой
Выбирайте, что актуально для отрасли (например, возрастной психологии) и что интересно лично Вам. По интересной теме курсовая пишется куда приятней.
Можно изыскать самим, можно обратиться за предложениями к научному руководителю.
Пример темы
«Конфликтное поведение в подростковом возрасте»
Курсовая работа по возрастной психологии, следовательно, нужно раскрыть особенности подросткового возраста.
Рассмотреть понятия «конфликт», «конфликтное поведение», изучить специфику проявления конфликтного поведения у подростков».
Вперёд!..
Всем успехов!
ЧЕМ НАПОЛНИТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ. СТРУКТУРА
Внимание начинающим исследователям!
Курсовая работа по возрастной психологии и психологии развития.
Изучаются психические процессы, свойства личности, состояния в разные возрастные периоды.
ВАЖНО показать специфику психики в определённом возрасте.
Можно изучать: детство, подростковый возраст, юношеский возраст, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость.
КАК ПИСАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ГЛАВУ
Краткая схема примерно такая:
Описать явление: понятие, структура, классификации и т.д.
Описать возрастной период.
Особенности явления в этот возрастной период.
Более подробно, что может быть:
1. Определение понятия, теоретические подходы различных исследователей.
2. Структура явления.
3. Сопоставление (или связи) с другими подобными или более общими явлениями.
4. Виды явления, классификации.
5. Причины, породившие явление. Факторы, обуславливающее явление.
6. Различия у разных групп (разных по полу, возрасту, этнической принадлежности и т.д.)
7. Обзор эмпирических исследований последних лет (отечественных и зарубежных).
8. Методы исследования явления.
9. Практическое применение. Методы воздействия.
ПРИМЕР
Тема: «Особенности проявления жизнестойкости в юношеском и взрослом возрасте».
Тогда структура теоретической главы может быть такой:
1. Определение жизнестойкости в психологии, теоретические подходы.
2. Структурные компоненты жизнестойкости: вовлечённость, контроль, принятие риска.
3. Соотношение понятий «жизнестойкость», «стрессоустойчивость» и «копинг-поведение».
4. Специфика юношеского возраста.
5. Специфика взрослости как возрастного периода.
6. Обзор результатов эмпирических исследований жизнестойкости в разные возрастные периоды.
7. Сравнительный анализ проявления жизнестойкости в юношеском и взрослом возрасте.
! Научная литература берётся из достоверных источников.
Литература должна быть написана специалистами в своей предметной области.
У источника должен быть автор, даже если это статья с сайта.
Вы используете: статьи, материалы конференций, монографии, диссертации.
Мало и при необходимости используете учебники.
Не используете: сайты типа studfiles, Википедия и т.д.
Вперёд!..
Всем успехов!
ЗАЧЕМ СТУДЕНТУ ПСИХОЛОГУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ
Зачем писать курсовые работы и ВКР – выпускные квалификационные?
1. Сначала нужен анализ проблемы, потом выбор средств и воздействие.
2. Возможность после выпуска устроиться на работу в исследовательский центр.
3. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов.
ПУНКТ 1.
1. Сначала нужен анализ проблемы, потом выбор средств и только потом – воздействие.
Чтобы работать с проблемой, её нужно сначала изучить, прежде чем начинать оказывать психологическую помощь личности или группе, нужно провести диагностику. Сразу бросаются давать рекомендации только маги, экстрасенсы и некомпетентные специалисты. Ну и обыватели с фразами «ты себя накручиваешь», «тебе просто надо быть позитивным» и т.д.
Как мы можем понять, что у определённой социальной группы есть психологические проблемы? Или в чём людям стоит развиваться, что корректировать, какие формировать умения и т.д. Как определить уровень, например, коммуникативности или преобладающие стратегии копинг-поведения?
Провести диагностику, применяя надёжные и валидные методики: тесты, анкеты, интервью, анализ документов.
Рассмотрим на конкретном примере.
Пример.
Допустим, вы устроились психологом в организацию, в службу персонала. Руководитель предприятия ставит перед вами задачу – снизить уровень стресса у сотрудников.
Что делать?
А) Подойти к каждому сотруднику и сказать ему: «Ты себя накручиваешь, просто будь позитивным».
Б) «Погуглить», какие есть техники по работе со стрессом, первые штук 10 распечатать и бежать к работникам, реализовывать на всех.
В) Провести диагностику стресса, изучить другие факторы, обуславливающие стресс (применяя тестирование, интервьюирование). Сформировать группу, с которой будете работать. Выделить терапевтические мишени. Подобрать психологические техники воздействия. Разработать программу тренинга или программу психологического сопровождения.
Пожалуй, вариант действий очевиден.
Таким образом, сначала диагностика и анализ ситуации, только потом – воздействие.
ПУНКТ 2. Можно после выпуска устроиться на работу в исследовательский центр. Можно решать трудовые задачи, где нужны исследовательские умения.
«Ты молод, амбициозен, креативен, общителен? А делать что-нибудь умеешь?» (из анекдота)
Если соискатель затрудняется ответить, это плохо. Я уже вижу, как работодатели скептически поднимают вверх бровь, вздыхают и переглядываются.
Про курсовые.
Минимум требований – изучить проблему на теоретическом уровне.
Для этого студенту автору нужно ориентироваться в предметной области своей работы. Например, курсовая по общей психологии «Мотивация субъекта деятельности». Понятие «деятельность» изучает только психология? Нет. Но поскольку работа не по менеджменту, не по социологии, не по педагогике, не по философии… нужно изучить определения и подходы именно в психологии. Идём от общего к частному, определились, что курсовая по психологии, по общей психологии, значит, изучаем деятельность и мотивацию в целом, описываем различные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую.
Рассмотрим разные фундаментальные отрасли.
Общая психология – психические процессы, состояния, свойства в целом.
Возрастная психология – процессы, состояния, свойства на разных возрастных этапах. Пример темы: «Особенности мотивации учебной деятельности школьников подросткового и юношеского возраста».
Социальная психология – психические явления, связанные с включённостью в группы, с социальным взаимодействием. Пример темы: «Особенности мотивации трудовой деятельности русских и китайцев как различных этнических общностей».
Организационная психология – психические явления, связанные с включённость в организацию. Пример темы: «Особенности трудовой мотивации сотрудников промышленных предприятий в контексте разных организационных культур».
Если студент принёс на защиту курсовую не соответствующую заявленной предметной области, а того хуже – направлению подготовки, я уже вижу, как члены комиссии хмурят лица и переглядываются.
Психологи могут работать в команде с другими специалистами. Например, на маркетинговых исследованиях или политических опросах.
ПУНКТ 3. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов.
И математику, и логику, и методологию исследований и экспериментальную психологию. Всё пригодится!
Дело в том, что исследователю нужно уметь перевести идеи в эмпирические показатели. Реальность, которую мы наблюдаем, явления, на которые жалуются клиенты описать психологическим языком, используя научные термины. Мало того, нужно подобрать инструмент для измерения этих явлений. Надёжные и валидные методики.
Рассмотрим на примере.
Пример
Предположим, что мы изучаем такую проблему – как помочь людям привыкнуть к новой работе. Или даже не к новому месту работы, а вообще к работе – к новой для человека деятельности.
Опять же нужно описать проблему психологическим языком.
Обычная житейская формулировка: «Что влияет на привыкание человека к новой работе».
Но такую фразу никто на свой титульный лист курсовой или дипломной работы не вынесет. Да и не нужно. (Ни в коем случае так не делайте!)
Привыкание ≈ адаптация (≈ это знак из математики «приближённо равно»), «что влияет» ≈ факторы, человек ≈ личность, «к новой работе» ≈ организация, трудовая деятельность, освоение профессиональной роли.
Формулировка психологическими терминами: «Факторы адаптации личности к профессиональной роли в организации».
Начать нужно с понимания того, что значит в психологии «адаптация»: в общей, в социальной, в организационной. Как её можно измерить? Можно. Существуют тестовые методики.
Далее, изучаем, что её обуславливает. Возможно, такие характеристики личности как гибкость, ответственность, жизнестойкость, склонность к риску. Подбираем соответствующий инструментарий для их измерения… Измерили.
Теперь нам нужно доказать, что они действительно связаны с адаптацией сотрудника. Просто разглядывая таблицы с сырыми данными это сделать невозможно. Здесь снова нам приходит на помощь математика. (Снова, потому что тестовые методики были разработаны их авторами с использованием математической статистики).
Например. Применяем корреляционным анализ, ищем взаимосвязь между шкалой «адаптация» и субшкалами жизнестойкости: «вовлечённость», «контроль», «склонность к риску». Что такое «r»? Буковка? Не только, это коэффициент корреляции! Допустим, обнаружена взаимосвязь между адаптацией и склонностью к риску r = 0,501. Этот показатель говорит о средней по силе корреляции между адаптацией сотрудника и его склонностью к риску, чем выше один показатель, тем выше другой. Предположим, связи с другими субшкалами так же есть. Гипотезы подтвердились.
Как нам может пригодиться эта информация? Если показатели взаимосвязаны, то увеличивая один можно увеличить и другой. Логично? На основе результатов исследования можно разработать программу тренинга жизнестойкости, где когнитивными методами будет проведена работа с развитием компонентов жизнестойкости вовлечённость, контролем, принятием риска. Когнитивными, потому что каждый компонент – это убеждения человека, и в целом жизнестойкость это система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром (как гласит книга).
Набираем экспериментальную группу из товарищей с низкими и средними показателями адаптации, ибо именно им нужна помощь. Набираем контрольную группу из таких же товарищей. Проводим серию встреч в рамках тренинга жизнестойкости с экспериментальной группой в объёме, скажем 24 часа. Проводим замеры адаптации и жизнестойкости после тренинга, осуществляем анализ достоверности различий (скажем, по критерию Вилкоксона)… Есть! Различия достоверны! А это говорит о чём? Ваш тренинг работает. Доказано математическими методами. Вы великолепны!
Итак, минимальные умения необходимые исследователю:
- Определять предметную область работы.
- Формулировать цель, разбивать цель на задачи.
- Анализировать и структурировать информацию.
Если вы обладаете этими умениями, это уже хорошо.
Информация из многолетнего опыта множества людей.
Про алгоритм
ПОЙДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО, ЗНАЮ ЧТО
Предположим, вы устроились на работу, и начальник ставит перед вами задачу в стиле «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Что принести он, скорее всего, знает, но как это делается – это уже ваши проблемы. Собрать информацию, разработать документацию, привести делегацию, разобрать инсталляцию…
Если же вариант: пойди туда, знаю, куда, принеси то, знаю, что + знаю как. Возьми алгоритм, здесь всё написано. Прекрасно! Perfectamente! (испан.) Да просто muy bien. Можно разве что сказать: «Спасибо, директор!» и для убедительности слегка поклониться.
В работе психолога тоже есть работа по алгоритму. А как же. Например:
1. Работа с проективной рисуночной методикой. Есть инструкция респонденту, есть вопросы для пострисуночного опроса, есть ключ для интерпретации.
2. Тренинг. Есть план, описание упражнений, инструкции участникам.
Но и здесь что-то может пойти не так, могут возникнуть внештатные ситуации. Например, участник тренинга может после какого-то упражнения заплакать и убежать. И что делать? Или два члена группы вдруг начали драться. Что же делать? Как же быть?
В деятельности психолога также есть формы работы, где нет чёткого алгоритма, есть общая схема. Например, консультирование – индивидуальная работа с клиентом по решению психологической проблемы. Есть этапы работы: установление контакта, сбор информации по проблеме, формулирование запроса и т.д. Но люди все разные, их проблемы тоже, консультанту приходится быстро соображать, действовать по ситуации, клиента ведь на паузу не поставишь.
Мораль: если вам в рабочей ситуации вручили задачу + алгоритм выполнения – это хорошо. Если только задачу без готового алгоритма, и при этом вы справились, то вы восхитительны!
#алгоритм #рабочаязадача #пойдитуда
P.S. Текст авторский. Идеи из жизни. Картинки из сети Интернет
Контакты
Бариляк И.А.
Декан факультета психологии
+7 (4822) 34-74-32
Становова Л.А.
Заместитель декана по учебной работе
+7 (4822) 34-74-32
Гудименко Ю.Ю.
Зам. декана по восп. раб. и информатизации
+7 (4822) 34-74-32
Короткина Е.Д.
Зав. кафедрой "Психология"
+7 (4822) 34-74-32
Жалагина Т.А.
Зав. каф. "Психология труда и клинич. психол."
+7 (4822) 34-57-44